среда, 1 марта 2023 г.

2023 год в Российской Федерации Указом Президента РФ объявлен Годом педагога и наставника.


Роль педагога в наше время велика как никогда: мир вступил в эпоху глобализации. Год педагога и наставника объявлен для развития творческого и профессионального потенциала педагогов, повышения социального престижа профессии. Согласно толковому словарю В. Даля педагог – это человек, посвятивший себя воспитанию и обучению детей, молодежи. Наставник, согласно толковому словарю Ожегова – учитель и воспитатель, руководитель.

Учитель — это уникальная профессия, вне времени, моды и географии. Являясь одной из древнейших профессий, она остаётся нужной и востребованной по сей день. Как и всё на свете, со временем она претерпевает изменения.

Согласно словарю Ожегова, учитель — это человек, который кого-либо чему-либо обучает. Учителя работают не только в школе, они передают знания в колледжах и институтах, школах искусств и других учебных заведениях.

Современный педагог – это человек интересный, понимающий, любящий свой предмет, умеющий использовать новые технологии и находить подход к каждому ученику.

Наставник — это помощник в учёбе. Обычно он: проводит с ребёнком встречи, направленные на развитие коммуникации, креативного мышления; следит за нагрузкой ребёнка, помогает ему распределять время; консультирует семью о процессе учебы, следит за успеваемостью и говорит об этом с родителями; решает организационные и технические вопросы, мотивирует и подбадривает ребёнка.

Юбилеи педагогов в 2023 году:

19 февраля – 200 лет со дня рождения русского педагога К. Д. Ушинского

13 марта - 135 лет со дня рождения советского педагога А.С. Макаренко

13 июня - 145 лет со дня рождения советского педагога-экспериментатора С.Т. Шацкого

22 июля - 145 лет со дня рождения польского педагога Я. Корчака

28 сентября - 105 лет со дня рождения советского педагога-новатора В.А. Сухомлинского 

Мудрые цитаты об учителях:

Великий тот учитель, который проникается делом, какому учит. (Катон Старший)

Учитель творит Человека. Эти мудрые и весомые слова можно сказать только о матери и об отце. (В. Сухомлинский)

И учитель, прохаживающийся в тени храма в окружении учеников, дарит им не мудрость свою, а только веру и способность любить.

Если он действительно мудр, он не пригласит вас в дом своей мудрости, а лишь подведет вас к порогу вашего собственного ума. (Халиль Джебран)

Учитель для школы — это то же самое, что солнце для вселенной. Он источник той силы, которая приводит в движение всю машину. Последняя заржавеет в мёртвом оцепенении, если он не сумеет вдохнуть в неё жизнь и движение... (А. Дистервег)

Учитель – это человек, который выращивает две мысли там, где раньше росла одна. (Э. Хоббард)

Ученик никогда не превзойдет учителя, если видит в нем образец, а не соперника. (В. Белинский)

 Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян. (Д. Менделеев)

Учитель, могущий наделить своих воспитанников способностью находить радость в труде, должен быть увенчан лаврами. (Э. Хоббард)

Если вы владеете знанием, дайте другим зажечь от него свои светильники. (Т. Фуллер)

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. (А. Дистервег)

Писатель-педагог: наставник многих поколений

Педагог – это больше, чем профессия, это настоящее призвание, потому как педагог (если он по-настоящему любит свою работу) не только учит и поучает, но и воспитывает. Иногда бывает и так, что педагог меняет свою профессию и, например, становится писателем. А писатель, как сказал Эрнест Хемингуэй, «если он хорошо трудится, невольно воспитывает многих своих читателей».

Писатель-педагог: наставник многих поколений

Педагог – это больше, чем профессия, это настоящее призвание, потому как педагог (если он по-настоящему любит свою работу) не только учит и поучает, но и воспитывает. Иногда бывает и так, что педагог меняет свою профессию и, например, становится писателем. А писатель, как сказал Эрнест Хемингуэй, «если он хорошо трудится, невольно воспитывает многих своих читателей».

Абрамов Федор Александрович (29 февраля 1920 – 14 мая 1983) Русский советский писатель, публицист, литературовед. Окончил с отличием филологический факультет Ленинградского государственного университета (1948), защитил кандидатскую диссертацию (1951). В 1951-1960 гг. был старшим преподавателем, затем доцентом и заведующим кафедрой советской литературы ЛГУ.

Анненский Иннокентий Федорович (1 сентября 1855 – 13 декабря 1909) Русский поэт, драматург, переводчик, критик. В 1879 году окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. Служил преподавателем древних языков и русской словесности в гимназии Гуревича, был директором гимназии в Царском Селе (1896-1906).

Бажов Павел Петрович (27 января 1879 - 3 декабря 1950) Работал учителем русского языка в духовных училищах Екатеринбурга и Камышлова. В первые послереволюционные годы занимался созданием учительских курсов и организацией школ по ликвидации неграмотности.

Бианки Виталий Валентинович (11 февраля 1894 - 10 июня 1959) Советский писатель, автор произведений о природе для детей. В 1915 году поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петроградского университета. После установления Советской власти Бианки стал работать в Бийске в отделе народного образования по музейной части. Работая в отделе народного образования, был назначен заведующим музеем. Позднее стал также и преподавателем школы имени III Коминтерна.

Бродский Иосиф Александрович (24 мая 1940 - 28 января 1996) Поэт, эссеист, переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе (1987). Интересно, что Бродский, окончив всего восемь классов средней школы, преподавал историю русской литературы, русскую и мировую поэзию, теорию стиха в американских и британских университетах на протяжении 24 лет.

Варламов Алексей Николаевич (23 июня 1963) Российский писатель, публицист. Доктор филологических наук, ректор Литературного института им. А. М. Горького. Читал лекции о русской литературе в университетах Европы и США.

Геласимов Андрей Валерьевич (7 октября 1966) Российский писатель. Окончил Якутский государственный университет. По образованию филолог. Работал доцентом кафедры английской филологии Якутского университета, преподавал стилистику английского языка и анализ художественного текста. Ведет семинар в Литературном институте.

Гоголь Николай Васильевич (1 апреля 1809 - 4 марта 1852) Проходил обучение в Гимназии высших наук князя Безбородко в Нежине. Одним из эпизодов жизни будущего писателя, только переехавшего в Петербург, стала его работа преподавателем истории в Патриотическом институте (женское учебное заведение). Кроме места в институте, Гоголь получил возможность вести частные занятия (в аристократических семействах Лонгиновых, Балабиных, Васильчиковых). В 1834 году его назначили на должность адъюнкта по кафедре истории в Петербургском университете. Мечтал занять кафедру истории в открывающемся Киевском университете, но не был туда принят, однако ему предложена была такая же кафедра в Петербургском университете. Гоголь был единственным преподавателем на университетской кафедре истории, который читал авторский курс. В 1835 году он отказался от профессуры, оставил учительское ремесло и полностью сосредоточился на литературной работе.

Гончаров Иван Александрович (18 июня 1812 -15 сентября 1891)   Писатель, литературный критик. Учился на словесном факультете Московского университета. Гончаров был домашним учителем двух старших сыновей художника Майкова – Аполлона (будущий поэт) и Валериана (будущий литературный критик и публицист), которым преподавал латинский язык и русскую словесность.

Ершов Пётр Павлович (6 марта 1815 - 30 августа 1869) Русский поэт, прозаик, драматург, автор знаменитой стихотворной сказки «Конёк-Горбунок». В 1831-1835 гг. учился на философско-юридическом отделении Петербургского университета. Вернувшись по окончании университета на родину (1836 г.), работал учителем Тобольской гимназии, затем стал инспектором (с 1844 г.) и директором (с 1857 г.) гимназии и дирекции училищ Тобольской губернии. Один из его учеников – Дмитрий Иванович Менделеев.

Жуковский Василий Андреевич (9 февраля 1783 - 24 апреля 1852) Русский поэт, переводчик, критик, основоположник романтизма в русской поэзии. Учился в Московском университетском благородном пансионе. В 1817 году стал учителем русского языка великих княгинь Александры Федоровны (будущей императрицы) и Елены Павловны. Осенью 1826 года назначен на должность воспитателя наследника престола, будущего императора Александра II.  

Коваль Юрий Иосифович (9 февраля 1938 - 2 августа 1995)  Детский писатель, сценарист, художник, автор песен. Окончил историко-филологический факультет Московского государственного педагогического института имени В. И. Ленина, получив диплом учителя русского языка, литературы и истории, а также диплом учителя рисования. Работал учителем в сельской школе в Татарии до 1963 года. Преподавал там русский язык и литературу, географию, историю, пение и др.

Кучерская Майя Александровна (р. 1970)  Российская писательница, литературовед и критик. Окончила русское отделение филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, затем училась на отделении славянских языков и литературы Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Профессор филологических наук, преподает на факультете филологии ГУ ВШЭ.

Родари Джанни (23 октября 1920 – 14 апреля 1980)  Итальянский детский писатель, журналист. Автор книг «Приключения Чиполлино» (1951) и «Джельсомино в Стране лжецов» (1959). После трёх лет учёбы в семинарии Родари получил диплом учителя и с 17 лет начал преподавать в начальных классах сельских школ.

Толкин Джон Рональд Руэл (3 января 1892 – 2 сентября 1973)  Английский писатель, поэт и филолог. Автор знаменитых произведений «высокого фэнтези»: «Хоббит, или Туда и обратно», «Властелин колец» и «Сильмариллион», оказавших огромное влияние на мировую культуру. В 1915 году с отличием закончил Оксфордский университет, но был призван на фронт и участвовал в Первой мировой войне. Вернулся домой с инвалидностью. Последующие годы посвятил научной карьере: сначала преподавал в Университете Лидса, затем вернулся в Оксфорд и получил там должность профессора англо-саксонского языка и литературы, стал одним из самых молодых профессоров (в 30 лет). В 1945 году Толкин стал профессором английского языка и литературы в оксфордском Мертон-колледже и оставался на этом посту до отставки (1959). Много лет работал сторонним экзаменатором в Дублинском университетском колледже.

Толстой Лев Николаевич (9 сентября 1828 - 20 ноября 1910)  Русский писатель, публицист, мыслитель. Толстой предпринимал попытки получить университетское образование, но довести их до конца ему так и не довелось, что не мешало ему живо интересоваться вопросами просвещения. В 1859 году Толстой деятельно занялся устройством школ в своей Ясной Поляне и в Крапивенском уезде. Яснополянская начальная школа для крестьянских детей явилась его оригинальным педагогическим экспериментом. Толстой сам вёл занятия вместе с несколькими постоянными учителями.

Тургенев Иван Сергеевич (9 ноября 1818 - 3 сентября 1883)  Великий русский писатель, поэт, драматург, публицист, переводчик. Сам писатель не занимался преподаванием, но приложил руку к просвещению народа. Одним из его дел было составление проекта «Общества для распространения грамотности и первоначального образования. Тургенев считал своей обязанностью практически способствовать просвещению собственных крестьян.

Ушинский Константин Дмитриевич (3 марта 1823 – 3 января 1870/71)  Русский писатель, педагог, основоположник научной педагогики в России, общественный деятель. Автор колоссального наследия: учебников для начальной школы, трудов по педагогике. Писал рассказы и сказки для детей. С отличием окончив юридический факультет Московского университета, продолжил там же подготовку к сдаче магистерского экзамена. В 1854 г. ему удалось получить работу преподавателя русской словесности в Гатчинском сиротском институте. В 1859 году Ушинского пригласили на должность инспектора классов Смольного института благородных девиц.

Чехов Антон Павлович (9 января 1860 - 15 июля 1904)  Русский писатель, драматург. Во время учебы в гимназии занимался репетиторством в родном Таганроге, а затем в первые годы в Москве. Скорее всего, собственный опыт отразил в рассказе «Репетитор».  Став известным писателем, Чехов вновь внес вклад в образование: в окрестностях своей усадьбы построил три школы для крестьянских детей – в Талеже, Новосёлках и Мелихове.

Важные даты в Год педагога и наставника

Самыми заметными датами являются Всемирный день учителя и День учителя в России, отмечаемые 5 октября, и, конечно же, День знаний.

4 -10 января - Неделя науки и техники для детей и юношества

21 января - Международный день аспиранта

23 января - День ручного письма (День почерка)

25 января - День студента (Татьянин день)

1 февраля - Всемирный день чтения вслух

3 февраля - Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой

7 февраля – День российского бизнес-образования

21 февраля - Международный день родного языка

1 марта - Всемирный день гражданской обороны (День учителя ОБЖ)

14 марта - Международный день числа «Пи» (День учителя математики)

21 марта - Всемирный день поэзии

23-31 марта - Неделя детской и юношеской книги. Неделя музыки для детей и юношества (Весенние каникулы)

2 мая - Всемирный день астрономии (День учителя астрономии)

22 мая - Международный день биологического разнообразия (День учителя биологии)

24 мая - День славянской письменности и культуры

25 мая - День филолога

6 июня - День русского языка. Пушкинский день

20 июля - Международный день шахмат

Вторая суббота августа - День физкультурника (День учителя физкультуры)

1 сентября - День знаний

8 сентября - Международный день грамотности

26 сентября - Европейский день языков (День учителя иностранных языков)

27 сентября - День воспитателя и всех дошкольных работников

1 октября - Международный день музыки (День учителя музыки)

2 октября – Международный день социального педагога

5 октября - День учителя

19 октября – Всероссийский день лицеиста

17 ноября - Международный день студентов

22 ноября - День словаря

29 ноября - День рождения буквы Ё

4 декабря - День информатики (День учителя информатики)

14 декабря - День Наума Грамотника - день, когда на Руси начинались занятия

 

Комментариев нет: