Роль
педагога в наше время велика как никогда: мир вступил в эпоху глобализации. Год
педагога и наставника объявлен для развития творческого и профессионального
потенциала педагогов, повышения социального престижа профессии. Согласно
толковому словарю В. Даля педагог – это человек, посвятивший себя воспитанию и
обучению детей, молодежи. Наставник, согласно толковому словарю Ожегова –
учитель и воспитатель, руководитель.
Учитель — это уникальная
профессия, вне времени, моды и географии. Являясь одной из древнейших
профессий, она остаётся нужной и востребованной по сей день. Как и всё на
свете, со временем она претерпевает изменения.
Согласно словарю Ожегова,
учитель — это человек, который кого-либо чему-либо обучает. Учителя работают не
только в школе, они передают знания в колледжах и институтах, школах искусств и
других учебных заведениях.
Современный педагог – это
человек интересный, понимающий, любящий свой предмет, умеющий использовать
новые технологии и находить подход к каждому ученику.
Наставник — это помощник
в учёбе. Обычно он: проводит с ребёнком встречи, направленные на развитие
коммуникации, креативного мышления; следит за нагрузкой ребёнка, помогает ему
распределять время; консультирует семью о процессе учебы, следит за
успеваемостью и говорит об этом с родителями; решает организационные и
технические вопросы, мотивирует и подбадривает ребёнка.
Юбилеи педагогов в 2023
году:
19 февраля – 200 лет со дня рождения русского
педагога К. Д. Ушинского
13 марта - 135 лет со дня рождения советского
педагога А.С. Макаренко
13 июня - 145 лет со дня рождения советского
педагога-экспериментатора С.Т. Шацкого
22 июля - 145 лет со дня рождения польского педагога
Я. Корчака
28 сентября - 105 лет со дня рождения советского
педагога-новатора В.А. Сухомлинского
Мудрые
цитаты об учителях:
Великий тот учитель, который проникается делом, какому учит. (Катон Старший)
Учитель творит Человека. Эти мудрые и весомые слова можно сказать только о матери и об отце. (В. Сухомлинский)
И учитель, прохаживающийся в тени храма в окружении учеников, дарит им не мудрость свою, а только веру и способность любить.
Если он действительно мудр, он не пригласит вас в дом своей мудрости, а лишь подведет вас к порогу вашего собственного ума. (Халиль Джебран)
Учитель для школы — это то же самое, что солнце для вселенной. Он источник той силы, которая приводит в движение всю машину. Последняя заржавеет в мёртвом оцепенении, если он не сумеет вдохнуть в неё жизнь и движение... (А. Дистервег)
Учитель – это человек, который выращивает две мысли там, где раньше росла одна. (Э. Хоббард)
Ученик никогда не превзойдет учителя, если видит в нем образец, а не соперника. (В. Белинский)
Учитель, могущий наделить своих воспитанников способностью находить радость в труде, должен быть увенчан лаврами. (Э. Хоббард)
Если вы владеете знанием, дайте другим зажечь от него свои светильники. (Т. Фуллер)
Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. (А. Дистервег)
Писатель-педагог:
наставник многих поколений
Педагог – это больше, чем профессия, это настоящее призвание, потому как педагог (если он по-настоящему любит свою работу) не только учит и поучает, но и воспитывает. Иногда бывает и так, что педагог меняет свою профессию и, например, становится писателем. А писатель, как сказал Эрнест Хемингуэй, «если он хорошо трудится, невольно воспитывает многих своих читателей».
Писатель-педагог:
наставник многих поколений
Педагог – это больше, чем профессия, это настоящее призвание, потому как педагог (если он по-настоящему любит свою работу) не только учит и поучает, но и воспитывает. Иногда бывает и так, что педагог меняет свою профессию и, например, становится писателем. А писатель, как сказал Эрнест Хемингуэй, «если он хорошо трудится, невольно воспитывает многих своих читателей».
Абрамов Федор Александрович (29 февраля 1920 – 14 мая 1983) Русский советский писатель, публицист, литературовед. Окончил с отличием филологический факультет Ленинградского государственного университета (1948), защитил кандидатскую диссертацию (1951). В 1951-1960 гг. был старшим преподавателем, затем доцентом и заведующим кафедрой советской литературы ЛГУ.
Анненский Иннокентий Федорович (1 сентября 1855 – 13 декабря 1909) Русский поэт, драматург, переводчик, критик. В 1879 году окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. Служил преподавателем древних языков и русской словесности в гимназии Гуревича, был директором гимназии в Царском Селе (1896-1906).
Бажов Павел Петрович (27 января 1879 - 3 декабря 1950) Работал учителем русского языка в духовных училищах Екатеринбурга и Камышлова. В первые послереволюционные годы занимался созданием учительских курсов и организацией школ по ликвидации неграмотности.
Бианки Виталий Валентинович (11 февраля 1894 - 10 июня 1959) Советский писатель, автор произведений о природе для детей. В 1915 году поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петроградского университета. После установления Советской власти Бианки стал работать в Бийске в отделе народного образования по музейной части. Работая в отделе народного образования, был назначен заведующим музеем. Позднее стал также и преподавателем школы имени III Коминтерна.
Бродский Иосиф Александрович (24 мая 1940 - 28 января 1996) Поэт, эссеист, переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе (1987). Интересно, что Бродский, окончив всего восемь классов средней школы, преподавал историю русской литературы, русскую и мировую поэзию, теорию стиха в американских и британских университетах на протяжении 24 лет.
Варламов Алексей Николаевич (23 июня 1963) Российский писатель, публицист. Доктор филологических наук, ректор Литературного института им. А. М. Горького. Читал лекции о русской литературе в университетах Европы и США.
Геласимов Андрей Валерьевич (7 октября 1966) Российский писатель. Окончил Якутский государственный университет. По образованию филолог. Работал доцентом кафедры английской филологии Якутского университета, преподавал стилистику английского языка и анализ художественного текста. Ведет семинар в Литературном институте.
Гоголь Николай Васильевич (1 апреля 1809 - 4 марта 1852) Проходил обучение в Гимназии высших наук князя Безбородко в Нежине. Одним из эпизодов жизни будущего писателя, только переехавшего в Петербург, стала его работа преподавателем истории в Патриотическом институте (женское учебное заведение). Кроме места в институте, Гоголь получил возможность вести частные занятия (в аристократических семействах Лонгиновых, Балабиных, Васильчиковых). В 1834 году его назначили на должность адъюнкта по кафедре истории в Петербургском университете. Мечтал занять кафедру истории в открывающемся Киевском университете, но не был туда принят, однако ему предложена была такая же кафедра в Петербургском университете. Гоголь был единственным преподавателем на университетской кафедре истории, который читал авторский курс. В 1835 году он отказался от профессуры, оставил учительское ремесло и полностью сосредоточился на литературной работе.
Гончаров Иван Александрович (18 июня 1812 -15 сентября 1891) Писатель, литературный критик. Учился на словесном факультете Московского университета. Гончаров был домашним учителем двух старших сыновей художника Майкова – Аполлона (будущий поэт) и Валериана (будущий литературный критик и публицист), которым преподавал латинский язык и русскую словесность.
Ершов Пётр Павлович (6 марта 1815 - 30 августа 1869) Русский поэт, прозаик, драматург, автор знаменитой стихотворной сказки «Конёк-Горбунок». В 1831-1835 гг. учился на философско-юридическом отделении Петербургского университета. Вернувшись по окончании университета на родину (1836 г.), работал учителем Тобольской гимназии, затем стал инспектором (с 1844 г.) и директором (с 1857 г.) гимназии и дирекции училищ Тобольской губернии. Один из его учеников – Дмитрий Иванович Менделеев.
Жуковский Василий Андреевич (9 февраля 1783 - 24 апреля 1852) Русский поэт, переводчик, критик, основоположник романтизма в русской поэзии. Учился в Московском университетском благородном пансионе. В 1817 году стал учителем русского языка великих княгинь Александры Федоровны (будущей императрицы) и Елены Павловны. Осенью 1826 года назначен на должность воспитателя наследника престола, будущего императора Александра II.
Коваль
Юрий Иосифович (9 февраля 1938 - 2 августа 1995) Детский писатель, сценарист,
художник, автор песен. Окончил историко-филологический факультет Московского
государственного педагогического института имени В. И. Ленина, получив диплом
учителя русского языка, литературы и истории, а также диплом учителя рисования.
Работал учителем в сельской школе в Татарии до 1963 года. Преподавал там
русский язык и литературу, географию, историю, пение и др.
Кучерская Майя Александровна (р. 1970) Российская писательница, литературовед и критик. Окончила русское отделение филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, затем училась на отделении славянских языков и литературы Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Профессор филологических наук, преподает на факультете филологии ГУ ВШЭ.
Родари Джанни (23 октября 1920 – 14 апреля 1980) Итальянский детский писатель, журналист. Автор книг «Приключения Чиполлино» (1951) и «Джельсомино в Стране лжецов» (1959). После трёх лет учёбы в семинарии Родари получил диплом учителя и с 17 лет начал преподавать в начальных классах сельских школ.
Толкин Джон Рональд Руэл (3 января 1892 – 2 сентября 1973) Английский писатель, поэт и филолог. Автор знаменитых произведений «высокого фэнтези»: «Хоббит, или Туда и обратно», «Властелин колец» и «Сильмариллион», оказавших огромное влияние на мировую культуру. В 1915 году с отличием закончил Оксфордский университет, но был призван на фронт и участвовал в Первой мировой войне. Вернулся домой с инвалидностью. Последующие годы посвятил научной карьере: сначала преподавал в Университете Лидса, затем вернулся в Оксфорд и получил там должность профессора англо-саксонского языка и литературы, стал одним из самых молодых профессоров (в 30 лет). В 1945 году Толкин стал профессором английского языка и литературы в оксфордском Мертон-колледже и оставался на этом посту до отставки (1959). Много лет работал сторонним экзаменатором в Дублинском университетском колледже.
Толстой Лев Николаевич (9 сентября 1828 - 20 ноября 1910) Русский писатель, публицист, мыслитель. Толстой предпринимал попытки получить университетское образование, но довести их до конца ему так и не довелось, что не мешало ему живо интересоваться вопросами просвещения. В 1859 году Толстой деятельно занялся устройством школ в своей Ясной Поляне и в Крапивенском уезде. Яснополянская начальная школа для крестьянских детей явилась его оригинальным педагогическим экспериментом. Толстой сам вёл занятия вместе с несколькими постоянными учителями.
Тургенев Иван Сергеевич (9 ноября 1818 - 3 сентября 1883) Великий русский писатель, поэт, драматург, публицист, переводчик. Сам писатель не занимался преподаванием, но приложил руку к просвещению народа. Одним из его дел было составление проекта «Общества для распространения грамотности и первоначального образования. Тургенев считал своей обязанностью практически способствовать просвещению собственных крестьян.
Ушинский Константин Дмитриевич (3 марта 1823 – 3 января 1870/71) Русский писатель, педагог, основоположник научной педагогики в России, общественный деятель. Автор колоссального наследия: учебников для начальной школы, трудов по педагогике. Писал рассказы и сказки для детей. С отличием окончив юридический факультет Московского университета, продолжил там же подготовку к сдаче магистерского экзамена. В 1854 г. ему удалось получить работу преподавателя русской словесности в Гатчинском сиротском институте. В 1859 году Ушинского пригласили на должность инспектора классов Смольного института благородных девиц.
Чехов Антон Павлович (9 января 1860 - 15 июля 1904) Русский писатель, драматург. Во время учебы в гимназии занимался репетиторством в родном Таганроге, а затем в первые годы в Москве. Скорее всего, собственный опыт отразил в рассказе «Репетитор». Став известным писателем, Чехов вновь внес вклад в образование: в окрестностях своей усадьбы построил три школы для крестьянских детей – в Талеже, Новосёлках и Мелихове.
Важные даты в Год педагога
и наставника
Самыми заметными датами
являются Всемирный день учителя и День учителя в России, отмечаемые 5 октября,
и, конечно же, День знаний.
4
-10 января - Неделя науки и техники для детей и юношества
21
января - Международный день аспиранта
23
января - День ручного письма (День почерка)
25
января - День студента (Татьянин день)
1
февраля - Всемирный день чтения вслух
3
февраля - Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой
7
февраля – День российского бизнес-образования
21
февраля - Международный день родного языка
1
марта - Всемирный день гражданской обороны (День учителя ОБЖ)
14
марта - Международный день числа «Пи» (День учителя математики)
21
марта - Всемирный день поэзии
23-31
марта - Неделя детской и юношеской книги. Неделя музыки для детей и юношества
(Весенние каникулы)
2
мая - Всемирный день астрономии (День учителя астрономии)
22
мая - Международный день биологического разнообразия (День учителя биологии)
24
мая - День славянской письменности и культуры
25
мая - День филолога
6
июня - День русского языка. Пушкинский день
20
июля - Международный день шахмат
Вторая
суббота августа - День физкультурника (День учителя физкультуры)
1
сентября - День знаний
8
сентября - Международный день грамотности
26
сентября - Европейский день языков (День учителя иностранных языков)
27
сентября - День воспитателя и всех дошкольных работников
1
октября - Международный день музыки (День учителя музыки)
2
октября – Международный день социального педагога
5
октября - День учителя
19
октября – Всероссийский день лицеиста
17
ноября - Международный день студентов
22
ноября - День словаря
29
ноября - День рождения буквы Ё
4
декабря - День информатики (День учителя информатики)
14
декабря - День Наума Грамотника - день, когда на Руси начинались занятия
Комментариев нет:
Отправить комментарий